Дата публикации: 31.05.2024 16:57
Дата изменения: 31.05.2024 16:59

Внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности структурных подразделений Департамента государственных доходов по Акмолинской области (далее по тексту Департамент) проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказам Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Период проведения: начат 20.03.2024г., закончен 06.05.2024г.

Наблюдаемый период: 2023 год.

В соответствии с Методическими рекомендациями внутренний анализ коррупционных рисков Департамента осуществлен по следующим направлениям:

- выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности;

- выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента.

Анализ коррупционных рисков проведен составом Рабочей группы, при этом независимые эксперты (специалисты) не привлекались.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений проводились по следующим вопросам:

1)      управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2)      урегулирование конфликта интересов;

3)      оказание государственных услуг;

4)      реализации разрешительных функций;

5)      реализация контрольных функций;

6)      освоение и распределение бюджетных и финансовых средств;

7)      заключения договоров с физическими и юридическими лицами;

8)      разработки и эксплуатации информационных систем;

9)      иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа.

 

 

1. Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров

На 1 мая 2024 года штатная численность Департамента государственных доходов по Акмолинской области и его территориальных управлений составляет - 394 единицы (Департамент-145, ТУГД-249). Фактическая численность - 359 единиц (91,1% от штатной численности), из них ДГД -131 единица, ТУГД -228 единиц, вакансий -35, в т.ч. ДГД -14, ТУГД -21.

За 4 месяца 2024 года количество впервые принятых на государственную службу составляет 9 человек. Все государственные служащие соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым занимаемой должности.

Документы на специальную проверку в органы национальной безопасности направлялись своевременно. Впервые принятым на государственную службу назначается испытательный срок и закрепляются наставники.

За 4 месяцев 2024 года всего уволено 26 человек в т.ч. ДГД -9, ТУГД -17 в т.ч.:

- по собственному желанию – 14; 

- по конкурсу в другие ДГД, УГД и организации -7;

- по иным причинам - 5.

Сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за поступки, дискредитирующие государственную службу и нарушений норм Этического кодекса государственными служащими, за 2023 год и 4 месяца 2024 года, не имеется.

Изучение процессов прохождения государственной службы в Департаменте и его территориальных подразделениях (проведение конкурсов на вакантные должности, наложение дисциплинарных взысканий, переподготовки и повышения квалификации, наставничество и др.) показало, что в целом они соответствуют установленным требованиям законодательства о государственной службе.

Всеми сотрудниками органов государственных доходов Акмолинской области, в т.ч., впервые принятыми на государственную службу, требования пункта 3, статьи 12 ЗРК «О противодействии коррупции» исполняются в полном объеме, под роспись приняты антикоррупционные ограничения.

Фактов досрочного снятия дисциплинарных взысканий, при совершении нового проступка, не установлено.

В ходе проведенного анализа по вопросам управления персоналом в деятельности Департамента коррупционных рисков не выявлено.

 

2. Урегулирование конфликта интересов

Этический контроль на государственной службе является важным механизмом профилактики коррупционных проявлений, нарушений служебной этики и урегулирования конфликтов интересов. Внедрение с 2016 года, Указом Президента РК от 29.12.2015 года, за №153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан», института уполномоченных по этике в центральных и местных государственных органах сформировало условия для повышения служебной дисциплины и ответственности государственных служащих, а также дополнительного механизма противодействия коррупции.

При проверке личных дел сотрудников установлено, что следующие работники ОГД Акмолинской области являются супругами:

Департамент государственных доходов по Акмолинской области

-Абетов Б.У., руководитель Юридического управления и Абетова А.С., руководитель отдела тарифного регулирования и таможенной стоимости Управления таможенного контроля;

-Журумбаев С.К., главный специалист отдела пост-таможенного контроля Управления аудита и Ибраева Н.Д., главный специалист отдела таможенного контроля Управления таможенного контроля;

-Амрин А.Б., руководитель Управления по работе с задолженностью и Амрина И.Г., главный специалист отдела таможенного контроля Управления таможенного контроля;

 

УГД по Аршалынскому району (супруги)

- Сафронов С.Н., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками и Сафронова Е.Р., главный специалист отдел налогового администрирования и взимания.

 

УГД по Атбасарскому району (супруги)

- Тюленов Д.А., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками и Сейлова А.Б., ведущий специалист отдела по работе с налогоплательщиками (в текущее время в соц. отпуске по уходу за ребенком до 07.04.2025г.).

 

УГД по Ерейментаускому району (супруги)

- Сергиенко С.В., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками, Островская И.В., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками.

 

УГД по Есильскому району (супруги)

- Бекмурзин Е.Г., главный специалист отдела налогового администрирования и взимания, Каирова Д.Ж., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками (в текущее время в соц. отпуске по уходу за ребенком до 29.11.2026г.).

 

УГД по Целиноградскому району

- Рыспеков А.Е, главный специалист отдела налогового администрирования и взимания и Камзебаева А.Д., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками;

- Карбаев К.И., главный специалист отдела учета и организационно-правовой работы и Калымтай С.С. главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками (в текущее время в соц. отпуске по уходу за ребенком до 16.12.2025г.).

По итогам мониторинга и изучения должностных инструкций и функциональных обязанностей вышеуказанных работников фактов конфликта интересов, занятия государственной должности в непосредственной подчиненности близким родственникам, супругам и свойственникам не установлено.

Касательно выявления конфликта интересов согласно представленной информации, письменных обращений о возникших конфликтах интересов или возможности его возникновения, не обнаружено.

В Департаменте функции Уполномоченного по этике возложены на заместителя руководителя Департамента. В ходе анализа деятельности уполномоченного по этике за 2023 год и текущий период 2024 года, установлено, что уполномоченным по этике Департамента за отчетные периоды проводилась работа в рамках исполнения функций, возложенных на него Положением об Уполномоченном по этике, утвержденных Указом Президента РК от 29.12.2015 года №153.

В соответствии с пп.9) п.4 Положения уполномоченный по этике обязан в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействовать с институтами гражданского общества и государственными органами.

Так, Уполномоченным по этике Департамента проводится работа по разъяснению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, профилактики коррупции, Этического кодекса, а также проводятся мероприятия по данной тематике (лекции, семинары, также с участием представителей Антикоррупционной службы, Агентства по делам государственной службы, статьи в СМИ, интернет-ресурсы).

В рамках реализации концепции «слышащего» государственного органа Уполномоченным по этике Департамента ведется личный прием граждан согласно графика приема физических лиц, представителей юридических лиц, размещенного на интернет-ресурсе Департамента, что соответствует пункту 9 Раздела 3 Положения об уполномоченном по этике, утвержденного Указом Президента №153 от 29.12.2015 года.

В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе, было проведено анкетирование сотрудников органов государственных доходов Акмолинской области.

Проведенный анализ показывает прозрачность деятельности Уполномоченного по этике Департамента.

 

3. Оказание государственных услуг

В настоящее время органами госдоходов физическим и юридическим лицам окзываются 42 государственные услуги.

В электронном виде оказываются 25 услуг налогового и 17 услуг таможенного направления. Налоговое администрирование и контроль переведены на автоматический режим.

Также налогоплательщики предоставляют налоговую отчетность через «Кабинет налогоплательщика», мобильное приложение Е- Salyk.

Кроме этого выдача лицензии производится посредством веб-портала «Электронного правительства» www.egov.kz в приложении e-license, что исключает прямой контакт между лицензиатом и услугодателем. Осуществление предоставления услуги в электронном виде исключает возникновение коррупционных рисков.

С внедрением информационной системы «Астана-1» - 100% таможенных деклараций предоставляются дистанционно, тем самым исключен человеческий фактор и отсутствуют коррупционные риски. Время на обработку и выпуск деклараций по «зеленому коридору» сейчас составляет не более 1 минуты, следует отметить, что ранее на подобные экспортные процедуры уходило от 45 минут, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в ОГД лично.

Всего органами государственных доходов Акмолинской области за 2023 год оказано 709 419 государственых услуг, в том числе в электронной форме – 706 550 услуг или 99,6%.

За 1 квартал 2024 года органами государственных доходов Акмолинской области оказано 246 821 государственых услуг, в том числе в электронной форме – 246 329 услуг или 99,8%.

Одним из ключевых направлений Департамента государственных доходов по Акмолинской области является работа, направленная на повышение качества государственных услуг.

Среди сотрудников Департамента пропагандируется строгое соблюдение служебной этики и государственных интересов, воспитание высоких морально-этических норм и «нулевой терпимости» к проявлениям коррупции.

Так в ходе мониторинга обращений по ЕСЭДО и обращений на портал КГД МФ РК установлено, что за 2023 год всего поступило 158 жалоб, в том числе 49 на электронную книгу жалоб портала КГД МФ РК.

В ходе рассмотрения жалоб установлено, что причинами обращения в органы гос.доходов являются несогласие налогоплательщиков с начисленным налогом на транспортные средства, ограничение движения денежных средств по банковским счетам, вопросы по Е-салык в связи с перебоями в работе программы и невозможность оплаты налогов, вопросы касательно сроков закрытия ИП, налогового кошелька, всеобщего декларирования, также вопросы сокрытия доходов физических лиц и т.д.

Налогоплательщикам на все обращения и жалобы работниками органов государственных доходов были предоставлены мотивированные исчерпывающие ответы.

Обращения и жалобы физических и юридических лиц о фактах коррупционных правонарушений, злоупотребления должностными полномочиями, незаконного вмешательства в деятельность субъектов частного предпринимательства сотрудниками органов государственных доходов области со стороны должностных лиц органов государственных доходов по Акмолинской области за отчетный период не поступали.

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам оказания государственных услуг в деятельности департамента коррупционные риски не выявлены.

 

4. Реализация разрешительных функций

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам реализации разрешительных функций в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

5. Реализация контрольных функций

- В компетенции Управления таможенного контроля предоставляется оказание государственной услуги «Выдача свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями».

В соответствии с Правилами №665 от 10.07.2020 года, прием заявления и выдача результата оказания данного вида государственной услуги осуществляются через канцелярию услугодателя (нарочно), либо посредством веб-портала "электронного правительства" www.egov.kz. В случаях представления услугополучателем неполного пакета документов согласно перечню, или непредставлением транспортного средства к осмотру, предусмотренному решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 676 (далее – Решение), и (или) документов с истекшим сроком действия, услугодатель отказывает в приеме заявления. При установлении факта полноты представленных документов, услугодатель регистрирует заявление и издает разрешительный документ о допущении ТС к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями в ИС ГБД «Е-лицензирование».

В ходе изучения порядка гос. услуги установлено, что услугополучателем возможно самостоятельно произвести и прикрепить фото фиксацию транспортного средства, необходимую для занесения в ИС ГБД «Е-лицензирование» в электронном порядке, без участия должностного лица таможенного органа (таможенный осмотр). При этом, возникает необходимость нормативно закрепить определенную ответственность услугополучателя за предоставление в соответствии с Порядком от 22.06.2011 г.  №676, предъявленного автомобильного транспортного средства международной перевозки (автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и контейнеры) к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями техническим требованиям по типу конструкции (сериям) транспортных средств, что исключит необходимость явки услугополучателя в таможенный орган, а также нарочно предоставлять пакет документов на бумажном носителе (бланк, фото), так как разрешительный документ формируется в ИС ГБД «Е-лицензирование», содержание которого доступно, как в электронном виде так и в печатном.

Таким образом, наличие «личного контакта» услугополучателей с должностным лицом таможенного органа исключает возможность возникновения коррупционного риска.

 Рекомендации: предоставление и выдачу результата данного вида государственной услуги осуществлять только посредством электронного заявления через веб-портал "электронного правительства" www.egov.kz ИС ГБД «Е-лицензирование», исключая необходимость явки услугополучателя в таможенный орган.

 

 

- В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса срок проведения налоговой проверки может быть продлён:

1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта:

налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней;

вышестоящим налоговым органом - до шестидесяти рабочих дней;

2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу:

налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до семидесяти пяти рабочих дней;

вышестоящим налоговым органом - до ста восьмидесяти рабочих дней

Пунктом 4 статьи 146 Налогового кодекса предусмотрено, что течение срока проведения налоговой проверки может приостанавливаться налоговыми органами на период:

вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении сведений и (или) документов и представления налогоплательщиком (налоговым агентом) запрашиваемых при проведении налоговой проверки сведений и (или) документов;

направления запроса налогового органа в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и иные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, и получения сведений и (или) документов по указанному запросу;

направления в иностранные государства запроса о предоставлении информации и получения по нему сведений налоговыми органами в соответствии с международными соглашениями;

подготовки письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

При этом налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку, обязан вручить налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись или направить ему по почте заказным письмом с уведомлением либо электронным способом извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки не позднее трех рабочих дней с даты приостановления или возобновления с уведомлением органа правовой статистики. При этом извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) электронным способом с даты доставки такого извещения налоговым органом в веб-приложение. Данный электронный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика в порядке, определенном статьей 86 настоящего Кодекса.

Исходя из вышеизложенного следует, что Налоговым кодексом установлены ограничения по срокам проведения налоговых проверок.

Вместе с этим, коррупционные риски в системе органов государственных доходов возможны при проведении налоговых проверок вследствие продления сроков проведения налоговой проверки путём периодического направления незначительных запросов в другие налоговые органы, а также неоднократного вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении сведений (документов).

Кроме того, при данных обстоятельствах возможно будут иметь место случаи, когда в ходе налоговой проверки истекут сроки исковой давности и в итоге налоговая проверка может быть безрезультативной или с небольшими доначислениями.

Такие случаи могут возникнуть при сговоре работника органа государственных доходов осуществляющего налоговую проверку с налогоплательщиком (налоговым агентом), а также при ненадлежащем контроле со стороны должностных лиц по своевременному и качественному завершению налоговых проверок.

Основными причинами затягивания срока проведения налоговых проверок могут быть:

- не своевременное выставление требований о предоставлении сведений (документов), направление запросов на встречные проверки, в уполномоченные органы и банки второго уровня;

- не своевременное возобновление проверок, по результатам получения ответов на запросы по встречным проверкам, уполномоченных органов и банков второго уровня;

- формальное выставление требований о представлении сведений (документов) перед окончанием срока проверки.

В информационной системе «Электронный Контроль Налогового Аудита» (далее – ИС ЭКНА) предусмотрена возможность просмотра созданных дел на проведение налоговых проверок с момента их создания до их логического завершения, в том числе приостановление и возобновление налоговых проверок.

В ходе изучения статьи 146 Налогового кодекса и сроков проведения налоговых проверок «Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок» №6 от 06.01.2017 года выявлены коррупционные риски, затрагивающие деятельность территориальных органов государственных доходов при проведение налоговых проверок, ввиду того, что отсутствуют ссылки относительно направления запросов в другие налоговые органы, в уполномоченные государственные органы, в банки второго уровня, формирование аналитических отчётов «Пирамида…» (за исключением ликвидационных комплексных налоговых проверок и тематических проверок по подтверждению достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату). Ранее в пунктах 26 и 27 «Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок» утвержденных приказом Председателя НК МФ РК от 24.06.2011 года №248 были указаны ссылки.

Рекомендации: предлагается налоговые проверки, по которым имеет место неоднократное (более двух раз) выставление налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении сведений (документов), а также периодическое направление незначительных запросов в другие налоговые органы (за исключением дублирующих запросов) относить в зону риска и внедрить мониторинг качества налоговых проверок, при рассмотрении (обсуждении) и утверждении новых методических рекомендаций по проведению налоговых проверок предусмотреть ссылки по направлению вышеуказанных запросов.

 

6. Освоение и распределение бюджетных и финансовых средств

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам освоения и распределения бюджетных и финансовых средств в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

7. Заключения договоров с физическими и юридическими лицами

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам заключения договоров с физическими и юридическими лицами в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

8. Разработки и эксплуатации информационных систем

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам заключения договоров с физическими и юридическими лицами в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

9. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа 

При прекращении деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке, согласно норм ст.93 Налогового кодекса, необходимо предусмотреть соответствие следующим условиям:

- до 1 января календарного года, но не менее срока исковой давности, установленного ст. 48 Налогового кодекса, не имеющие не исполненные уведомления камерального контроля.

Налоговым кодексом не регламентировано исполнение уведомления, по нарушениям выявленных в ходе камерального контроля (ЕХД) в период, когда налогоплательщик не предоставляет налоговую отчётность по сроку исковой давности ст. 48 Налогового кодекса, т.е. когда проходят процедуру принудительной ликвидации, информационная система ИНИС не видит данное уведомление ЕХД, в связи с чем, уведомление остается не исполненным.

Рекомендации: предлагается рассмотреть вопрос о внесении данных изменений в статью 93 Налогового кодекса. При прекращении деятельности налогоплательщиков в принудительном порядке, согласно норм статьи 93 Налогового кодекса, необходимо предусмотреть соответствие следующим условиям:

- до 1 января календарного года, но не менее срока исковой давности, установленного ст. 48 Налогового кодекса, не имеющие не исполненные уведомления камерального контроля.