Дата публикации: 05.07.2023 16:36
Дата изменения: 05.07.2023 16:36

                                                                                               «Утверждаю»

                                                                                              Руководитель

                                                                                              Департамента государственных

                                                                                              доходов по Акмолинской области

                                                                                              ________________Д. Нурмулдин

                                                                                              «       »___________2023год

 

Аналитическая справка

по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в структурных подразделениях

Департамента государственных доходов по Акмолинской области

         Внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности структурных подразделений Департамента государственных доходов по Акмолинской области (далее по тексту Департамент) проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказам Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Период проведения: начат 02.05.2023г., закончен 05.07.2023г.

Наблюдаемый период: 2022 год и 5 месяцев 2023 года

В соответствии с Методическими рекомендациями внутренний анализ коррупционных рисков Департамента осуществлен по следующим направлениям:

Выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента.

Анализ коррупционных рисков проведен составом Рабочей группы, при этом независимые эксперты (специалисты) не привлекались.

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и его территориальных подразделений проводились по следующим вопросам:

1)      управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2)      урегулирование конфликта интересов;

3)      оказание государственных услуг;

4)      реализации разрешительных функций;

5)      реализация контрольных функций;

6)  Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.

 

1. Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров

На 1 июня 2023 года штатная численность Департамента государственных доходов по Акмолинской области и его территориальных управлений составляет- 388 единиц (Департамент-134, ТУГД-254). Фактическая численность -368 единицы (94,8% от штатной численности), из них ДГД -125 единиц, ТУГД -243 единицы, вакансий -20, в т.ч. ДГД -9, ТУГД -11.

За 5 месяцев 2023 года количество впервые принятых на государственную службу составляет 8 человек. Все государственные служащие соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым занимаемой должности. Документы на специальную проверку в органы национальной безопасности направлялись своевременно. Впервые принятым на государственную службу назначается испытательный срок и закрепляются наставники.

За 5 месяцев 2023 года всего уволено 17 человек в т.ч. ДГД -8, ТУГД -9 в т.ч.;  

-по собственному желанию - 12 

-по конкурсу в другие ДГД, УГД и организации -5

Сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за поступки, дискредитирующие государственную службу и нарушений норм Этического кодекса государственными служащими, за 5 месяцев 2023 года, не имеется.

Справочно: за истекший период 2022 года имеелся 1 факт привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение норм Этического Кодекса.

Изучение процессов прохождения государственной службы в Департаменте и его территориальных подразделениях (проведение конкурсов на вакантные должности, наложение дисциплинарных взысканий, переподготовки и повышения квалификации, наставничество и др.) показало, что в целом они соответствуют установленным требованиям законодательства о государственной службе.

Всеми сотрудниками органов государственных доходов Акмолинской области, в т.ч., впервые принятыми на государственную службу, требования пункта 3, статьи 12 ЗРК «О противодействии коррупции» исполняются в полном объеме, под роспись приняты антикоррупционные ограничения.

Фактов досрочного снятия дисциплинарных взысканий, при совершении нового проступка, не установлено.

В ходе проведенного анализа по вопросам управления персоналом в деятельности Департамента коррупционных рисков не выявлено.

 

2. Урегулирование конфликта интересов

Этический контроль на государственной службе является важным механизмом профилактики коррупционных проявлений, нарушений служебной этики и урегулирования конфликтов интересов. Внедрение с 2016 года, Указом Президента РК от 29.12.2015 года, за №153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан», института уполномоченных по этике в центральных и местных государственных органах сформировало условия для повышения служебной дисциплины и ответственности государственных служащих, а также дополнительного механизма противодействия коррупции.

При проверке личных дел сотрудников установлено, что следующие работники ОГД Акмолинской области являются супругами:

Департамент государственных доходов по Акмолинской области

-Абетов Б.У., руководитель Юридического управления и Абетова А.С., руководитель отдела тарифного регулирования и таможенной стоимости Управления таможенного контроля

-Журумбаев С.К., главный специалист отдела пост-таможенного контроля Управления аудита и Ибраева Н.Д., главный специалист отдела таможенного контроля Управления таможенного контроля

-Амрин А.Б., руководитель Управления по работе с задолженностью и Амрина И.Г., главный специалист отдела таможенного контроля Управления таможенного контроля

 

УГД по Аршалынскому району

-Сафронов С.Н., главный специалист отдела по работе с налогоплательщиками и Сафронова Е.Р., главный специалист отдел налогового контроля и взимания

 

УГД по Атбасарскому району

- Тюленов Д.А., главный специалист отдела учета, анализа и организационно-правовой работы и Сейлова А.Б., ведущий специалист отдела по работе с налогоплательщиками

 

УГД по Буландынскому району

-Выродов О.С., руководитель отдела по работе с налогоплательщиками и Выродова С.А., главный специалист отдел налогового контроля и взимания

 

УГД по Целиноградскому району

-Рыспеков А.Е, главный специалист отдела налогового контроля и взимания и Камзебаева А.Д., ведущий специалист отдела учета и организационно-правовой работы

-Карбаев К.И., главный специалист отдела учета и организационно-правовой работы и Калымтай С.С. ведущий специалист отдела по работе с налогоплательщиками

По итогам мониторинга и изучения должностных инструкций и функциональных обязанностей вышеуказанных работников фактов конфликта интересов, занятия государственной должности в непосредственной подчиненности близким родственникам, супругам и свойственникам не установлено.

Касательно выявления конфликта интересов согласно представленной информации, письменных обращений о возникших конфликтах интересов или возможности его возникновения, не обнаружено.

В Департаменте функции Уполномоченного по этике возложены на заместителя руководителя Департамента. В ходе анализа деятельности уполномоченного по этике за 2022 год и текущий период 2023 года, установлено, что уполномоченным по этике Департамента за отчетные периоды проводилась работа в рамках исполнения функций, возложенных на него Положением об Уполномоченном по этике, утвержденных Указом Президента РК от 29.12.2015 года №153.

В соответствии с пп.9) п.4 Положения уполномоченный по этике обязан в целях профилактики и недопущения нарушений законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, а также формирования позитивного имиджа государственной службы взаимодействовать с институтами гражданского общества и государственными органами.

Так, Уполномоченным по этике Департамента проводится работа по разъяснению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, профилактики коррупции, Этического кодекса, а также проводятся мероприятия по данной тематике (лекции, семинары, также с участием представителей Антикоррупционной службы, статьи в СМИ, интернет-ресурсы).

В рамках реализации концепции «слышащего» государственного органа Уполномоченным по этике Департамента ведется личный прием граждан согласно графика приема физических лиц, представителей юридических лиц, размещенного на интернет-ресурсе Департамента, что соответствует пункту 9 Раздела 3 Положения об уполномоченном по этике, утвержденного Указом Президента №153 от 29.12.2015 года.

В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе, было проведено анкетирование сотрудников органов государственных доходов Акмолинской области.

Проведенный анализ показывает прозрачность деятельности Уполномоченного по этике Департамента.

 

3. Оказание государственных услуг

В настоящее время органами госдоходов физическим и юридическим лицам оказываются 44 государственные услуги.

     В электронном виде оказываются 27 услуг налогового и 17 услуг таможенного направления. Налоговое администрирование и контроль переведены на автоматический режим.

      Также налогоплательщики предоставляют налоговую отчетность через «Кабинет налогоплательщика», мобильное приложение Е- Salyk.

Кроме этого выдача лицензии производится посредством веб-портала «Электронного правительства» www.egov.kz в приложении e-license, что исключает прямой контакт между лицензиатом и услугодателем. Осуществление предоставления услуги в электронном виде исключает возникновение коррупционных исков.

    С внедрением информационной системы «Астана-1» - 100% таможенных деклараций предоставляются дистанционно, тем самым исключен человеческий фактор и отсутствуют коррупционные риски. Время на обработку и выпуск деклараций по «зеленому коридору» сейчас составляет не более 1 минуты, следует отметить, что ранее на подобные экспортные процедуры уходило от 45 минут, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в ОГД лично.

      Всего органами государственных доходов Акмолинской области за 2022 год оказано 717 063 государственых услуг, в том числе в электронной форме - 714 545 услуг или 99,6%.   

Одним из ключевых направлений Департамента государственных доходов по Акмолинской области является работа, направленная на повышение качества государственных услуг.

Среди сотрудников Департамента пропагандируется строгое соблюдение служебной этики и государственных интересов, воспитание высоких морально-этических норм и «нулевой терпимости» к проявлениям коррупции. Так в ходе мониторинга обращений по ЕСЭДО и обращений на портал КГД МФ РК установлено, что за 2022 года всего поступило 68 жалоб, в том числе 56 на электронную книгу жалоб, за период 5 месяцев 2023 года всего поступило 47 жалоб, в том числе 34 на электронную книгу жалоб портала КГД МФ РК13 основными вопросами являются: разъяснение по предоставлению налоговой отчетности, администрирование непроизводственных платежей.

Налогоплательщикам на все обращения и жалобы работниками органов государственных доходов были предоставлены мотивированные исчерпывающие ответы.

Обращения и жалобы физических и юридических лиц о фактах коррупционных правонарушений, злоупотребления должностными полномочиями, незаконного вмешательства в деятельность субъектов частного предпринимательства сотрудниками органов государственных доходов области со стороны должностных лиц органов государственных доходов по Акмолинской области за отчетный период не поступали.В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам оказания государственных услуг в деятельности департамента коррупционные риски не выявлены.

 

4. Реализация разрешительных функций

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам реализации разрешительных функций в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

5. Реализация контрольных функций

В отделе администрирования НДС Управления администрирования косвенных налогов и НДС в рамках ЕАЭС на постоянной основе проводится работа по выявлению налогоплательщиков чей размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, для обязательной постановки на регистрационный учёт по налогу на добавленную стоимость.

Выявление таких налогоплательщиков производится на основании сведений, имеющихся в органах государственных доходов (ККМ, ФНО, ЭСФ).

На практике возникают случаи, когда согласно сведений ККМ размер оборота налогоплательщика превышает минимум оборота и возникает обязанность по постановке на регистрационный учёт по НДС.

Однако налогоплательщик отрицает факт превышения оборотов поясняя это тем, что при внесении сведений в контрольно-кассовую машину допущено ошибочное введение сумм.

В качестве подтверждающих документов предоставляются контрольные чеки, распечатанные с сайта оператора фискальных данных, акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам подписанные только самим налогоплательщиком и пояснение самого налогоплательщика.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса налогоплательщик обязан соблюдать требования, предъявляемые при применении контрольно-кассовых машин.

Согласно п. 33 Правил применения контрольно-кассовых машин операция аннулирования ошибочно введённой суммы или возврат денежного расчёта производится в соответствии с техническими требованиями изготовителя модели контрольно-кассовой машины при на наличии:

- оригинала контрольного чека контрольно-кассовой машины без функции фиксации и (или) передачи данных и произведённой записи в книге учёта наличных денег;

- оригинала контрольного чека контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных либо контрольного чека распечатанного с сайта оператора фискальных данных с приложением иного документа, содержащего сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).

Согласно действующих норм Налогового кодекса РК и Правил применения контрольно-кассовых машин не указан перечень документов необходимых для подтверждения факта допущения ошибочного введение сумм, сведений о лицах, подписывающих данные документы, а также не указан период времени, согласно которого необходимо провести операцию аннулирования ошибочно ведённой суммы или возврат денежного расчёта.

Данные обстоятельства затрудняют органам государственных доходов доказать факт признания контрольных чеков действительными, что в свою очередь даёт возможность налогоплательщику избежать обязательной постановки на регистрационный учёт по НДС путём исключения из оборота «ошибочно» внесённых сумм.

К примеру:

ИП Новиковой Г.Ф. в ответ на Уведомление об устранении нарушений налогового законодательства представлена жалоба о несогласии с превышением минимума оборота и обязанностью встать на регистрационный учёт по НДС.

В качестве оснований о несогласии превышения оборота представлены «ошибочные» контрольные чеки в количестве 151 штука на общую сумму 24562089 тенге за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 год, пояснение самой Новиковой Г.Ф., а также акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам подписанные Новиковой Г.Ф. как руководителем.

При этом отмечаем, что согласно сведений оператора фискальных данных данные контрольные чеки находятся на сервере ОФД и не имеют каких-либо отметок об их аннулировании или возврате.

Рекомендации: предлагается на законодательном уровне предусмотреть внесение изменений либо дополнений в НПА в части конкретизации срока проведения операции аннулирования ошибочно внесённых сумм, указания наличия конкретного перечня документов необходимых для подтверждения факта внесения ошибочных сумм, а также указанием лиц ответственных за подписание данных документов.

 

Согласно статьи 96 Налогового Кодекса в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска - уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска - извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Однако, при формировании налогоплательщикам уведомлений возникает коррупционный риск в следующем виде: специалистом выявляется нарушение налогового законодательства, в ИС ЕХД РВУ создается уведомление, которое находится в статусе «создано». Макет уведомления специалист может без проблем направить налогоплательщику через социальные сети личным сообщением или вручить нарочно, при этом вступить в сговор с налогоплательщиком мотивируя возможность удаления уведомления за вознаграждение. После получения вознаграждения у специалиста есть возможность аннулировать из РВУ созданное уведомление.

При этом, Управлением камерального мониторинга не представляется возможным проверить обоснованность создания уже аннулированных уведомлений в виду их отсутствия (удалены) путем проведения анализа налоговых форм посредством СОНО и других имеющихся инструментов. То есть установить было ли нарушение, отраженное в аннулированном уведомления до и после аннулирования и имеет ли место коррупционное правонарушение. Таким образом возникает коррупционный риск.

Рекомендации: предлагается установить для специалистов барьер для аннулирования созданных уведомлений, аннулирование производить после вынесения соответствующего документа (приказа) либо права на аннулирование предоставить только руководителю структурного подразделения (руководителю УГД). При этом разработать в программе РВУ возможность внесения сканированного объяснения специалиста.

 

6. Освоение и распределение бюджетных и финансовых средств

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам освоения и распределения бюджетных и финансовых средств в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

7. Заключения договоров с физическими и юридическими лицами

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам заключения договоров с физическими и юридическими лицами в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

8. Разработки и эксплуатации информационных систем

В ходе проведения внутреннего анализа коррупционных рисков по вопросам заключения договоров с физическими и юридическими лицами в деятельности Департамента коррупционные риски не выявлены.

 

9. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа 

 Неисполнение либо ненадлежащее исполнение плательщиком отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании, совершенное в виде:

1) непредставления в органы государственных доходов списков плательщиков отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование;

2)  неуплаты (неперечисления), несвоевременной и (или) неполной уплаты (несвоевременного и (или) неполного перечисления) отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование работодателями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами -

влечет предупреждение.

Согласно ст.30 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании», работодатели осуществляют социальные отчисления работников не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Из указанного следует, что субъекты бизнеса, являющиеся работодателями, несут ответственность за невыполнение социальных отчислений работников не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

В силу ст.62 ч.1 КоАП, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно ст.62 ч.2 КоАП, юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушения в области налогообложения, защиты конкуренции, сфере таможенного дела, законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании, о естественных монополиях – по истечении пяти лет со дня его совершения.

Однако срок давности, установленный ст.62 ч.2 КоАП не распространяется на законодательство об обязательном социальном медицинском страховании.

Согласно ст.741 ч.1 п.5) КоАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Рекомендации: в целях исключения коррупционных рисков и двоякого толкования норм КоАП при решении вопросов о привлечении либо не привлечении к административной ответственности по ст.92-1 КоАП предлагаем направить предложения о включении в ст.62 ч.2 КоАП пятилетний срок давности за нарушения законодательства об обязательном социальном медицинском страховании.

        

 

Руководитель УЧР                                     Жумагулова Г.Б.

Руководитель УАКН                                 Турегожин К.К.

Руководитель УРЗ                                              Амрин А.Б.

Руководитель ЮУ                                              Абетов Б.У.

Руководитель УКМ                                   Темербекова С.Ж.