
Модернизация таможенных пунктов пропуска
Неоднократно Глава Государства в каждом своём ежегодном послании ставит задачу по увеличению транзитного потенциала нашей страны. Модернизацию мы начали ещё в 2018 году, поэтапно, для того, чтобы количество грузов, проходящих через нашу страну, увеличивалось. На сегодняшний день мы граничим с рядом стран. Вместе с тем есть внутренние границы Евразийского Экономического Союза, есть внешние границы. Внешние границы у нас есть с Китаем, с Узбекистаном, с Туркменистаном. Вот мы поставили для себя задачу по модернизации этих границ. При этом мы эту работу проводим поэтапно.
В 2018 году мы закончили модернизацию пункта пропуска «Нур жолы», это сопредельный пункт пропуска Хоргос, и сегодня этот пункт пропуска является крупнейшим в Центральной Азии. Пункт предусматривает перемещение 2,5 тыс. транспортных средств и 15 тыс. физических лиц в рабочий день в обе стороны движения, в том числе грузовых транспортных средств – 2 200 ед., пассажирских транспортных средств (автобусы и легковые авто) – 300 ед.
Об этом рассказал заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Бакытжан Слямов на пресс-конференции «Службы центральных коммуникаций» при Президенте РК.
Таможенная граница ЕАЭС
На казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС расположены 14 автомобильных пунктов пропуска, 2 из них предназначены для упрощенного пропуска пешеходов. 6 железнодорожных (на балансе АО «НК КТЖ»).
За последние десятилетия потоки грузов и пассажиров, проходящие через пункты пересечения границы, значительно увеличились. При этом многие здания, в которых ежедневно работают представители контролирующих служб на границе, были построены несколько десятков лет назад.
В связи с этим, одним из приоритетных задач, стоящих перед органами государственных доходов является решение инфраструктурных задач пунктов пропуска.
Автомобильный пункт пропуска «Б.Конысбаева»
В 2020 году за счет бюджетных средств проведена реконструкция автомобильного пункта пропуска «Б.Конысбаева», с расширением его территории почти в 2 раза.
Пункт пропуска является одним из крупнейших на казахстанско-узбекской границе.
Пункт предусматривает перемещение 1 тыс. транспортных средств и 10 тыс. физических лиц в сутки в обе стороны движения, в том числе грузовых транспортных средств – 1 тыс. ед., пассажирских транспортных средств (автобусы и легковые авто) – 500 ед.
Как отметил Бакытжан Слямов, - при проектировании пунктов пропуска Комитетом были учтены самые передовые технологические решения и рекомендации международных экспертов по обустройству пунктов пропуска.
О текущей ситуации
Учитывая положительный эффект от проведенных модернизаций, увеличение транспортного потока и поступления платежей, Комитетом госдоходов ведется модернизация и техническое дооснащение 9 автомобильных, 1 железнодорожного пункта пропуска на внешней границе ЕАЭС и Главного диспетчерского управления КГД МФ в г. Астана.
В 2023 году завершена работа на пункте пропуска «Достык-железнодорожный». На текущий день запущены 4 пункта пропуска («Капланбек», «Атамекен», «Кольжат», «Алаколь»). Оставшиеся 5 пунктов пропуска (Казыгурт, Тажен, Темир баба, Майкапчагай и Бахты) будут запущены поэтапно до конца текущего года.
В итоге, пропускная способность модернизируемых пунктов не снижена, а наоборот увеличена с 640 тысяч транспортных средств в 2022 году до 1,4 миллиона в 2024 году. Рост составил в 2,5 раза.
Проект «Модернизации пунктов пропуска» основан на принципах «скорость, эффективный контроль, безопасность, комфорт». Все пункты пропуска ориентированы на создание комфортных условий для граждан и гостей Казахстана при прохождении Государственной границы.