
В целях разъяснения основных положении Законопроекта Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности, на площадке Акмолинской региональной Палаты предпринимателей, проведен круглый стол с участием сотрудников Службы экономических расследований Департамента государственных доходов по Акмолинской области, Управления по правовой статистики и специальным учетам, Прокуратуры, представителями бизнеса.
Во вступительном слове заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Валентина Геращенко отметила, что законопроект о модернизации основ правоохранительных органов был передан на рассмотрение в Мажилис в октябре текущего года.
Напомнив, что Уголовное и Уголовно-процессуальное законодательство в соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы, было пересмотрено с целью создания оптимальной модели судопроизводства. Концепция предусматривала введение новых институтов, направленных на дальнейшее последовательное развитие основополагающих принципов защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.
Принятие в июле 2014 г. новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов и более двухлетняя практика (с 1 января 2015 г.) их действия подтвердила правильность начатых реформ.
Руководитель Управления расследования правонарушений в финансовой сфере Департамента государственных доходов Ильяс Битимбаев подробно описал основные направления проводимой государством реформы уголовного процесса и совершенствования иных аспектов правоохранительной деятельности.
Законопроект направленный на реформирование уголовного процесса и совершенствование иных аспектов правоохранительной деятельности в настоящее время находится на обсуждении и регулирует очень важные моменты уголовного процесса.
Так, законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности имеет пять основных направлений:
1) усиление уровня защиты прав человека и снижение репрессивности уголовного процесса;
2) повышение состязательности сторон, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов;
3) упрощение процедуры расследования и обеспечение экономичности процесса;
4) расширение судебного контроля;
5) исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами следствия, прокуратурой и судом.
Законопроект регулирует очень важные для людей вопросы.
1. Срок задержания сокращен с 72 до 48 часов, а если это несовершеннолетний - до 24. 48 часов - это международный стандарт всех развитых стран.
Срок 72 часа будет только по сложным делам:
1) особо тяжким преступлениям;
2) террористическим или экстремистским;
3) массовым беспорядкам;
4) преступным группам;
5) незаконному обороту наркотиков, половой неприкосновенности несовершеннолетних, умышленным деяниям, повлекшим смерть;
2. По экономическим преступлениям не будут брать под стражу. Они не представляют опасность для жизни людей. Конечно, это не коснётся рейдерства, подделки денег, контрабанды, финпирамид и ОПГ.
Также, в Кодекс перенесли норму, которая запрещает начинать расследование, если нет акта налоговой проверки или ревизии, либо нет судебного решения о мнимости или притворности сделки.
3. Введение электронных уголовных дел.
Оно охватит весь уголовный процесс - от регистрации преступления, досудебного расследования, судебного разбирательства и до конца исполнения наказания. Весь процесс будет прозрачным. Подделать доказательства будет невозможно.
Налицо упрощение работы следователей. Санкцию суда, которую раньше ждали по трое суток, можно получить за пару часов, а справки с нарко-психо- диспансера за пару минут.
Каждый вход в систему, каждое действие следователя фиксирует компьютер. Новая система не позволяет корректировать введенные данные, исключается возможность подделки документов.
Все новые подходы должны работать на повышение доверия граждан к правоохранительной системе в целом.
В ходе мероприятия состоялся конструктивный обмен мнениями по предстоящей реформе.