
Во исполнение поручений Главы государства, в том числе озвученных в его Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года, в рамках Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции» от 19 декабря 2020 года (далее – Закон) предусмотрены следующие законодательные изменения по вопросам противодействия коррупции.
1. Введен запрет на применение условно-досрочного освобождения к осужденным коррупционерам.
В соответствии с поправками в статью 72 Уголовного кодекса (далее – УК) условно-досрочное освобождение (далее – УДО)
не применяется к лицам, осужденным за тяжкое и особо тяжкое коррупционное преступление.
Исключения составляют только два случая:
- совершение таких преступлений социально уязвимыми гражданами (беременные женщины; женщины, имеющие малолетних детей; мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей; женщины в возрасте 58 и свыше лет; мужчины в возрасте 63 и выше; инвалиды первой и второй группы);
- совершение таких преступлений осужденными, выполнившими все условия процессуального соглашения о сотрудничестве.
2. Изменены условия отбывания наказания для коррупционеров.
Согласно ранее действовавшей редакции статьи 46 УК («Лишение свободы») осужденные за коррупцию, независимо от тяжести преступления, могли быть сразу направлены судом для отбытия наказания в учреждение УИС минимальной безопасности (так называемые колонии-поселения).
Теперь осужденные за тяжкие составы взяточничества, а это получение и дача взятки в значительном (от 50 до 3000 МРП) и крупном (свыше 3000 до 10000 МРП) размерах, получение взятки сотрудником правоохранительного органа или судьей, неоднократное посредничество во взяточничестве будут направляться для отбытия наказания в учреждения УИС средней безопасности, а лица, получившие или давшие взятку в особо крупном размере (свыше 10000 МРП) – в учреждения УИС максимальной безопасности.
3. Ужесточено наказание за коррупцию сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве.
Ужесточение наказания за коррупцию сотрудников правоохранительных органов и судей реализовано через введение в статьях 361, 364, 365, 366, 369 и 370 УК таких квалифицирующих признаков, как
- «совершение коррупционного деяния сотрудником правоохранительного органа»;
- «совершение лицом, занимающим ответственную государственную должность в правоохранительном органе, или судьей» с более тяжким наказанием.
Кроме того, во всех частях статьи 367 УК увеличены размеры кратного штрафа.
Справочно:
часть первая: было «от 10кратной до 20кратной суммы взятки», стало «от 20кратной до 30кратной суммы взятки»; часть вторая: было «от 20кратной до 30кратной суммы взятки», стало «от 30кратной до 40кратной суммы взятки»;
часть третья: было «от 30кратной до 40кратной суммы взятки», стало «от 40кратной до 50кратной суммы взятки»;
часть четвертая: было «от 40кратной до 50кратной суммы взятки», стало «от 50кратной до 60кратной суммы взятки».
Кроме того, в обеих частях статьи 368 увеличены размеры кратного штрафа.
Справочно:
часть первая: было «от 5кратной до 10кратной суммы взятки», стало «от 10кратной до 20кратной суммы взятки»;
часть вторая: было «от 10кратной до 20кратной суммы взятки», стало «от 20кратной до 30кратной суммы взятки».
При условии возмещения ущерба и отсутствия взысканий в местах лишения свободы указанные категории граждан могут быть освобождены условно-досрочно после фактического отбытия
- не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое коррупционное преступление;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое коррупционное преступление.
4. В Законе «О противодействии коррупции» введено новое антикоррупционное ограничение для госслужащих, депутатов Парламента, судей по открытию и владению счетами (вкладами) в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан, хранению наличных денег и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан.
Лица, на которых распространяется рассматриваемое ограничение, в течение 6 месяцев со дня назначения на должность, а действующие госслужащие, депутаты Парламента и судьи (далее – госслужащие) в течение 6 месяцев со дня введения в действие Закона (с 31.12.2020г.) обязаны закрыть имеющиеся счета в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан.
В течение 6 месяцев со дня прекращения соответствующих обстоятельств (к примеру, со дня возврата с заграничной командировки, с учебы и т.п.) или принятия наследства госслужащий обязан закрыть счет в иностранном банке и (или) прекратить хранение наличных денег и ценностей в иностранном банке.
Если же госслужащий не может закрыть счет в связи с арестом, наложенным компетентными органами иностранного государства, или в связи с такими обстоятельствами, как стихийные явления, военные действия, чрезвычайное положение, счет должен быть закрыт в течение 6 месяцев со дня прекращения действия ареста или прекращения иных обстоятельств.
Законом Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу реализации отдельных положений Послания Главы государства народу Казахстана от
1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» в подпункте 2) пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса закреплено, что не допускается трудоустройство в субъекты квазигосударственного сектора лица, совершившего коррупционное преступление
При этом, Законом определены случаи, когда госслужащие вправе иметь счета в иностранных банках, а именно: когда они направлены на работу в загранучреждения, представительства и в международные организации от Республики Казахстан, или обучаются за рубежом, или проходят стажировку за рубежом, или находятся в заграничной командировке, или проходят лечение за рубежом, или находятся за рубежом в качестве законного представителя несовершеннолетнего ребенка либо в качестве опекуна или попечителя совершеннолетнего лица на период работы или учебы либо лечения госслужащего или соответствующего лица за рубежом, когда счет или наличные деньги и другие ценности в иностранных банках перешли по наследству.